Камень очень прочный материал, кроме того, он достаточно широко распространён на земле, чтобы можно приписать происхождение всех каменных построек в истории человечества некоей универсальной культуре, прототипной для всех цивилизаций в истории человечества. В романоязычной науке существует термин "мегалитизм" (фр. – mégalithisme, исп., порт. – megalitismo). Он употребляется для общего обозначения мегалитических памятников (мегалитов) и культур мегалитического круга. Термин "мегалит" был введён в 1839 году английским исследователем Гербертом и образован от греч. слов μεγας – большой, λιθος – камень. Широкое распространение этот термин получил после утверждения на международном конгрессе антропологов в Париже в 1867 г. Мегалитами называют археологические памятники сооружённые из одного или многих блоков дикого или грубооббитого камня. Мегалитические памятники занимают несколько разделённых между собою географических ареалов, асинхронных между собою. Так, западноевропейский мегалитизм датируется 7-3 тыс. до н.э. и кроме Западной Европы имеется в Северной Африке, Сиро-Палестине, на Аравийском п-ове, на Кавказе, в Эгеиде и в Пропонтиде. Есть значительное число мегалитов в Центральной Африке, самые древние из которых датируются 2 тыс. до н.э., а самые поздние африканские мегалиты (мадагаскарские) датируются 19 в.н.э. Мегалиты Индии датируются второй половиной 1 тыс. до н.э., тихоокеанские (Индонезия, Океания) – 1 тыс. н.э., латиноамерикаские – 6-15 вв.н.э. Таким образом не существует прямой ни географической ни хронологической связи между этими ареалами, а западноевропейский мегалитизм является старейшим и в нём представлено много видов мегалитов, неизвестных на других ареалах. Ряд западноевропейских историков считает мегалитизм исключительно "атлантическим" феноменом, возникающим на океанической границе расселения дунайского неолита. Однако, общность "атлантического" мегалитизма с Эгейским, Сиро-Палестинским или Причерноморским (Пропонтида, Фракия, Крым, Кавказ) заставляют видеть в мегалитизме не пограничный вариант дунайской культуры, а иной мореходный тип неолитической культуры, отличный от сухопутного дунайского неолита. Иногда исследователи противопоставляют два типа мегалитических погребений т.наз. "запечатанные" (полностью засыпанное камнями или землёй после погребения) и "открытые" (имеющие выход наружу, предназначенный для выхода души умершего и для повторных захоронений). Поэтому, они считают, что речь идёт о различных воззрениях на посмертный путь погребённых. Это представляется не совсем верным: рядом с "запечатанными" погребениями часто возводились менгиры, которым был в той или иной степени придан антропоморфный облик, т.е. они изображали умершего, душа которого должна была вселиться в этот антропоморфный менгир для того чтобы получить приношения живых и выслушать их просьбы. Кроме того, общность форм погребальных памятников обоих типов не позволяет отличить два типа мифоритуала. Скорее всего речь идёт о различиях погребальных памятников, отражающих различные стороны религиозной и общественной жизни при общности исходных мифопоэтических воззрений. "Запечатанные" погребения характерны для ранней и поздней стадий западноевропейского мегалитизма. Так, одиночные погребения на ранней стадии мегалитизма могут свидетельствовать о малой численности мегалитического населения, а на поздней – о формировании представлений о личном загробном существовании в каменной гробнице (цисте). Коллективные "открытые" гробницы свидетельствуют о наличии представлений о собирательных душах предков, подобным римским ларам, к числу которых присоединяется каждый последующий покойник. Мегалитические памятники практически всегда сложены методом т.наз. "циклопической" или "сухой" кладки. Суть этого метода заключается в том, что камни сложены без применения связующего раствора. Зачастую отдельные блоки достигают огромных размеров (до 22 м., как Большой Менгир в Бретани) и весят до 100 т., а толщина стен достигает 4-5 м. Гигантские размеры стен Микен и Тиринфа построенные в мегалитическую эпоху породили у индоевропейских греков представления, что эти стены не могут быть творением рук человеческих и они сочли их сложенными одноглазыми великанами циклопами. Интересно, что ареал распространения легенд о великанах в Западной Европе практически полностью совпадает с ареалом распространения мегалитов. Иногда исследователи считают сухую кладку мегалитических погребальных памятников попыткой создать квази-жилище, т.е. дом для умерших отличный от настоящих домов для живых. Это не совсем верно. В Северной Франции и Бретани действительно мегалитические гробницы отличаются от жилищ живых людей. Однако, в двух крупнейших очагах мегалитизма (в Западном Средиземноморье и на Пиренейском п-ове), а также в метисной, но тесно связанной с Западным Средиземноморьем Эгеиде каменные жилые дома сухой кладки распространены очень широко. Поэтому нельзя считать мегалитические погребения квази-жилищами. Исследования этнологов показали, что есть прямая связь между понятиями "страна мёртвых" и "историческая прародина". Поэтому возможно, что мегалитические погребальные сооружения повторяли в методе постройки жилища, строившиеся на прародине. Мегалитические памятники располагались на значительном удалении от мест в которых добывался камень для их постройки. Иногда расстояние между ними было в несколько километров, однако, камень для постройки некоторых памятников, таких как Стоунхендж доставляли за несколько десятков километров. Это тем более удивительно, что помогали в доставке мегалитических блоков очень простой деревянный инвентарь такой как катки, рукоятки, брёвна. Колесо в этих культурах было неизвестно и преодолевать большие расстояния можно было лишь волоком или сплавом по рекам. На территории Франции известны мегалиты, относящиеся к таким типам: менгиры[i][1], тумулы[ii] (гробницы с галереей[iii], и коридорные гробницы[iv]), цисты[v], дольмены[vi], аллеи камней[vii], каирны[viii], кромлехи[ix], иногда входящие в состав аллей камней. Западноевропейские исследователи часто используют термин "дольмен" для общего обозначения подкурганных гробниц коридорного и галерейного типа, в то время, как в советской и постсоветской археологии за дольменами закрепилось обозначение памятников другого типа: непокрытых каирнами или землёй мегалитических гробниц. Мы оставили название дольмен лишь для тех тумулов, для которых дольмен входит в название памятника. Французские мегалиты преимущественно расположены к Западу от воображаемой линии Кан (Caen) – Бордо. Отметим отличительную особенность французских мегалитов – каменные плиты могли быть использованы несколько раз, так обломки больших менгиров или даже целые менгиры использовались в качестве опорных и покровных плит гробниц. Известны и случаи использования мегалитов местными крестьянами для своих утилитарных целей.
Несмотря на изменение этнического состава населения на территории Франции мегалиты использовались в ритуальных целях и в кельтское и римское время. Принятие христианства негативно отразилось на мегалитах: многие из них были разрушены, на ряде менгиров были выгравированы кресты, что объединяло старые и новые верования. Впрочем, христианство у галлов достаточно мирно проникало в культуру и даже инкорпорировало народные верования. Благодаря этому были сохранены кельтские легенды (ирландские саги, Мабиногион, Артуровский цикл). Ряд мегалитических памятников получили новые названия, связанные с библейскими сюжетами, как например Table-des-Marchands ("столы менял") напоминающие о евангельской истории об изгнании торговцев (и менял) из Иерусалимского храма. Другие мегалиты и тумулы были перепосвящены христианским святым (Tumulus Saint-Michel). Последний всплеск гонений мегалиты пережили в Революцию в кон. 18 в.н.э., когда под предлогом борьбы с суевериями были повалены несколько мегалитов, в частности Большой Менгир, имевший высоту 22 м., и расколовшийся при падении на несколько частей. Первые упоминания о мегалитах Франции относятся ко времени позднего Средневековья. Эти упоминания эпизодичны и полны неточностей. Так, первое упоминание о бретонских мегалитах содержится в отчёте сборщика налогов, посланного герцогом Бретонским и посетившего в 1475 г. деревню Ла Менек близ Карнака. Первым исследователем Карнака был Дюбюиссон-Обней, который в 1636 г. посетил Карнак и принял расположенные здесь мегалитические памятники (аллеи камней) за римские руины. Большую популярность бретонские мегалиты получают со второй половины 18 в. В это время наибольшую популярность преобретает гипотеза, согласно которой мегалиты относят к кельтскому наследию. Этот период в историографии Франции называют периодом "кельтомании". Эта шовинистическая буквально "запломбировала" французскую, да и мировую науку в целом, на более чем 100 лет. Лишь некоторые исследователи пытались противоречить общепринятой теории. Так, граф Кейлюс в 1764 г. утверждал, что мегалиты намного древнее кельтского времени, поскольку о них не содержится достоверной информации в римских источниках, обычно внимательных к древностям покорённых римлянами стран. Следовательно, – делает вывод Кейлюс, – мегалиты относятся к докельтскому времени и кельты эпохи Галльской войны не знали их истинного предназначения и не могли сказать ничего вразумительного римским писателям. Среди известных людей в 19 в. имевших отношение к мегалитизму следует отметить Проспера Мериме, служившего инспектором памятников истории и издавшего в 1835 г. заметки о поездках к мегалитам Западной Франции, Гюстава Флобера, Максима дю Шама и литографа Жорана. Во второй половине 19 в., пока французы упивались собственной гордостью за мегалиты археологические раскопки в Северной Франции возглавили англичане Уильям Лукис, Генри Драйден и Джеймс Милн. Под их руководством были проведены первые раскопки мегалитических гробниц, были исследованы многочисленные аллеи камней. После них возглавил раскопки бретонских мегалитов Захария ле Рузик, который был выучен Дж. Милном в полевых условиях. Самостоятельная научная работа ле Рузика продолжалась более полувека (1881-1939). Его можно назвать самым выдающимся археологом Бретани. Он раскопал множество мегалитических памятников, разрабатывал уникальные методы исследования и реконструкции мегалитов. В историографии часты предположения опережающие своё время, так предположение Кейлюса опередило историографию на более чем столетие. Ещё один пример: в 1896 г. Соломон Рейнак высказал предположение об археоастрономическом назначении мегалитов. Это предположение оказалось очень продуктивным во второй половине 20 в., когда археоастрономические ориентиры были признаны ведущими архитектурными мотивами мегалитических памятников. В последнее время проводятся повторные раскопки памятников, так в 1986-94 гг. под руководством J. L'Helgouac'h и C.-T. Le Roux были повторно исследованы памятники Er-Grah, Grand-Menhir и Table-des-Marchands. Открывают и новые памятники, такие как обнаруженная несколько лет назад в Бретани перекрытую овоидным (30 х 25 м.) каирном коридорная гробница. Предполагают, что высота каирна могла достигать 5-6 м. Каирн и гробница под ним были разрушены в галло-римское время и использовалась как источник камня для расположенного неподалёку города. Большое значение для реконструкции миграций Строителей Мегалитов может иметь концепция Никелса-Лемерсье, рассматривающая миграции древних греков и культуры колоколообразных кубков.
Ранний неолит Северной Франции и Бретани, появляющийся здесь после 5500 г. до н.э. представлен "центрально-атлантическим неолитом", производным от западносредиземноморских культур Кардиум-керамики (Cardial). Эти культуры отличаются особым орнаментом наносимым на керамику при помощи раковин Cardium, обитающих в тёплой морской воде. Западносредиземноморское происхождение имеют и древнейшие зерновые, обнаруженные в Северной Франции. В это время начинают разрабатываться кремниевые рудники в Гран-Прессиньи (Турень). Добываемый там кремень распространялся на значительной территории. Первые мегалитические гробницы Бретани представляют собой простые подкурганные камеры прямоугольного, круглого или полигонального плана. Это как одиночные так и многократные погребения. В дальнейшем мегалитические культуры Бретани и Северной Франции (Вильнёв-Сен-Жермен, к-ра Сены-Уазы-Марны) испытали на себе большое влияние культур линейно-ленточной керамики (КЛЛК). Так, жилища мегалитических племён этого региона были идентичными "длиным домам", характерным для КЛЛК. Они представляли собой столбово-плетённые конструкции, обмазанные глиной. Такая архитектура находит явные в культурах Дунайного Неолита. Вместе с тем, мегалитическая архитектура погребальных сооружений, свидетельствует об отличной от дунайской традиции отношения к покойникам. Культуры ЛЛК являются группой одних из самых загадочных культур в археологии Западной и Центральной Европы. Иногда их происхождение приписывают индоевропейцам, а арийские идеологи видели в них индогерманцев-автохтонов, носителей арийской идеи. В советской археологии их объединяют в единое целое, тогда как западноевропейские археологи выделяют 2 хронологические стадии КЛЛК в 2 самостоятельные культуры: насечной керамики (фр. – rubanée, англ. – incised) и точечной керамики (фр. – pointillée, англ. – pointed или stroked), однако, представляется более рациональным сохранить имеющееся в советской археологии типологическое объединение этих двух фаз. КЛЛК генетически происходит из культур Дунайского неолита и расселяется на обширной территории долин центральноевропейских и восточноевропейских рек от устья Рейна и Северной Франции до долины Днестра и от среднего течения Вислы до Дуная. Большая часть этих земель освоена КЛЛК впервые в истории производящего хозяйства. На западных границах своего распространения КЛЛК соприкасается с культурами западноевропейского неолита, в результате чего в их традицию проникают инокультурные влияния. В мифоритуальной практике почти всех КЛЛК прослеживается связь со Средиземноморьем. В их поселениях и погребениях очень часты кораллы и раковины из тёплых морей, свидетельствующие о торговых и культурных связях КЛЛК со Средиземноморьем. Апогея мегалитическое строительство в Бретани достигает на рубеже 5 и 4 тыс. до н.э., памятники этого периода многочисленны и разнообразны по форме, есть тенденция к возведению гигантских сооружений, помещения которых дифференцированы. В течении 4 тыс. до н.э. происходят процессы упрощения и дедифференциации, так в это время и в следующем тысячелетии отмечается уменьшение размеров и значения коридора, ведущего в погребальные камеры, а вместо коридорных гробниц возводят гробницы с галереей (alée couverte). В Армориканской культуре погребальных курганов (3 тыс. до н.э.) продолжается возведение мегалитических гробниц. Гибель этой культуры связано с активными миграциями на территории Европы, спровоцированными вторжением в Европу из Понто-Каспийских степей индоевропейских племён.
На сегодняшний день в Бретани известны более 500 мегалитических памятников. Уникальными мегалитическими памятниками, характерными почти исключительно для Франции являются аллеи камней, часто заканчивающиеся на обоих концах круглыми или овоидными кромлехами. Функциональное предназначение аллей камней неизвестно. Из достоверных, но всё же предположительных гипотез следует отметить такие: археоастрономические ориентиры, сакральные площадки для проведения ритуальных процессий или игр (ритуального бега кандидатов на избрание царём-жрецом). Датировка аллей камней также представляет большую сложность, поскольку органические остатки, открытые на территории аллей могут быть позднейшими или старейшими по сравнению с памятником – т.е. речь может идти о впускных погребенниях или же о постройки аллеи на месте более раннего расположения органических остатков. Наиболее надёжно датирована аллея камней Кермарьо, являющаяся древнейшей из известных и достоверно датированных (5 тыс. до н.э.). Возможно, что аллеи камней, подобно Стоунхенджу претерпели несколько перестроек и имели различный вид в различные строительные периоды. Предположительно считается, что различия в высоте менгиров может указывать на то, что они были установлены в различные строительные периоды. Высота отдельных менгиров, особенно в крайних рядах может достигать 3 м, тогда как самые низкие имеют до 0,5 м. в высоту. Самые знаменитые аллеи камней – Кермарьо и Менек. Комплекс Менек состоит на сегодняшний день из 1050 камней, а Кермарьо из 980. К сожалению, число менгиров с каждым годом всё уменьшается, так около 40 лет назад их было ощутимо больше (1169 и 1029, соответственно). Разрушительное воздействие на мегалиты, как отдельно стоящие, так и составляющие аллеи, оказывает деятельность современного человека – прокладка дорог, ирригационные мероприятия, строительство, выброс в атмосферу разрушающих камни соединений. Человеческая деятельность наносит непоправимый вред и другим мегалитам, так одна из гробниц (Mané-Lud) использовалась в качестве коровника. Cамая западная из карнакских аллей камней – Менек (Menec) – представляет собой 1050 камней, собранных в 11 рядов, максимальной длиной 950 м., максимальной шириной около 100 м. и вытянутых по линии ЮЗ-СВ. На ЮЗ комплекс начинается овоидным кромлехом с диаметрами 70 х 90 м., в котором на сегодняшний день сохранился 71 менгир. Сохранности этого кромлеха сильно повредила появившаяся здесь в Средние века деревня Менек. От этой ограды начинаются 11 рядов камней. Точнее, 7 из них основываются на северной стороне кромлеха, а 4 других расположены к северу от него. 11 рядов, с некоторыми лакунами в самом южном из них идут параллельно друг другу около 400 м. от кромлеха. На этом уровне тает и исчезает самый южный из рядов, а сами аллеи слегка отклоняются к северу. Конфигурация аллей в этом месте становится запутанной, её ширина уменьшается до 70 м., также значительно уменьшаются в высоте и составляющие аллею менгиры. Ещё через 300 м., возле шоссе № 119, известно значительное отстутствие менгиров, которое прерывает ряды, однако, возобновляющиеся через некоторое расстояние, выростает до 2 м. и высота составляющих аллею менгиров. Заканчивается эта аллея расположенным на холме плохо сохранившимся кромлехом. В 100 м. от западного кромлеха расположен отдельно стоящий менгир, высотой более 3 м., называемый "гигант Менека". Предполагают, что он – древнее аллеи камней и кромлехов и что он был позднее инкорпорирован в комплекс Менека. Вероятно, он служил архитектурным или археоастрономическим визиром и играл важную роль в постройке всего комплекса. Другие аллеи камней – Кермарьо (Kermario, Manio) – занимают большую, чем Менек площадь, их 10 рядов протянулись на 1100 м., хотя в них меньше менгиров, чем в Менеке. В Кермарьо, как и в Менеке сохраняется общая ориентация аллей по оси ЮЗ-СВ, однако, не все линии менгиров прослеживаются чётко. Как и в Менеке, в 400 м. от ЮЗ конца аллей ряды менгиров теряют свою стройность. Рядом с этим местом расположена небольшая ферма, стоящая здесь со времени Средневековья. От этого места к СВ продолжаются 9 рядов менгиров, однако, возможно, что исчезновение ряда связано с хозяйственной деятельностью местных жителей. В этом месте высота камней уменьшается, а их расположение становится более запутанным. Так продолжается около 450 м., до искусственного пруда Kerloquet. К востоку от этого пруда расположены аллеи камней, называемые "полями Манио", состоящие из 9 рядов камней и занимающие площадь 45 х 200 м. Поля Манио часто рассматриваются исследователями отдельно от основной группы, возможно поля Манио и аллеи Кермарьо относятся к различным строительным периодам. Они поднимаются вверх по погребальному кургану (тумулу) к выпуклому месту, отмеченному высоким менгиром, сдвинутым относительно рядов камней. Кермарьо пострадал от хозяйственной деятельности человека больше чем Менек, исчезли окружавшие его кромлехи, часть менгиров были использованы для постройки расположенной рядом ветрянной мельницы, повредили сохранности рядов создание водного резервуара и строительство шоссе рядом с аллеями. Вокруг Кермарьо сконцентрирован ряд крупных мегалитических памятников: коридорная гробница у ЮЗ оконечности аллей и предположительно окружённая кромлехом; гробница Керкадо, расположенный немного к юго-западу от аллей; 5 холмиков Манио, расположенных у восточной стороны аллей; комплекс менгиров называемый "четырёхугольник Манио", как бы "перешагивающий" через аллеи камней и расположенный по различным их сторонам; а также "гигант Манио" – отдельно стоящий менгир высотой 6,5 м., вновь поставленный З. Рузиком и являющийся "замыкающим" с востока аллеи камней. Этот менгир, как и Гигант Менека играл важную роль в построении аллей Кермарьо. Гробница Керкадо представляет собой скромный по сравнению с другими грандиозными курганами и каирнами Бретани, круглый каирн, перекрывающий мегалитическую гробницу. Третьи по значению и самые восточные из аллей камней Карнака – Керлескан (Kerlescan) – сохранились лучше выше перечисленных. Керлескан сохраняет общую для карнакских аллей камней ориентацию ЮЗ – СВ. Однако, конструктивно он имеет ряд существенных отличий: он содержит больше рядов (13); ряды расходятся веерообразно; Керлескан занимает меньшую площадь (длина рядов – 350 м. при наименьшей ширине – 140 м.). Ряды камней начинаются на СВ и открываются веерообразно к расположенному к западу кромлеху. Ряды северной части аллей на всём своём протяжении сохраняют свою субпараллельность, но их убывающая к периферии длина поддерживает общее впечатление веерообразности комплекса. Два центральных ряда менгиров образуют главную аллею, направленную к СЗ углу кромлеха. Кромлех имеет почти квадратную форму (80 х 90 м.). Ныне сохранилось 39 камней кромлеха на его 3 сторонах, а северная сейчас практически полностью исчезла. Вокруг Керлескана также, как и вокруг других аллей известен ряд мегалитических памятников. Большой холм размерами 98 х 15 м. при высоте 2 м. расположен к северу от западного кромлеха. Внутри этого холма, очень напоминающего по форме long barrow (длинные холмы, Великобритания), обнаружены многочисленные впускные цистовые погребения. Уже упоминавшийся менгир Гигант Манио расположенный в 300 м. к западу от кромлеха Керлескана находится практически на одной линии визирования с центральной осью Керлескана. Он как бы объединяет в единое целое комплексы Манио и Керлескана. К северу от Керлескана расположен ряд погребальных холмиков, ныне практически не выдающихся над уровнем земли и потому защищённых при помощи железной ограды диаметром 280 м. В 200 м. к СВ от Керлескана открыта перекрытая прямоугольным каирном (40 х 9 м.) гробница, вход в которую был закрыт фасадной плитой с круглым отверстием. Такие гробницы широко распространены на всём мегалитическом ареале, но в Северной Франции редки. К сожалению эта гробница сохранилась плохо, хорошо сохранились лишь вертикально стоящие орнаментированные плиты, оформлявшие цоколь каирна. Круглые отверстия в фасадной плите известны и у дольменов. Французские историки называют такие отверстия "иллюминаторами". По мнению ряда исследователей предназначались для выхода души умершего из гробницы к пришедшим к нему живым. Другие же, исходя из того, что зачастую такие отверстия закрывались фаллической пробкой, считают, что такие гробницы мифоритуально выражают идею реинкарнации: каирн символизирует живот Матери-Земли, беременной этим покойником, отверстие – её vagin'у. Умерший как бы воскресает в этой гробнице и получает новую жизнь, в новом теле.
Исключительным мегалитическим памятником является коридорная гробница Гавринис (Gavrinis), построенная в 5 тыс. до н.э. на острове у побережья Бретани. Она была покрыта каирном, общий объём которого равен 4 000 м3, в центральной части каирна образовался внушительных размеров кратер. Диаметр каирна – 50 м., а максимальная высота сохранившейся части – 7 м. Планировка гробницы в целом типична для армориканских гробниц: длинный (более 13 м.) коридор и небольшая погребальная камера (2,55 х 2,1-2,45 м. при высоте 1,7 м.), ширина которой лишь немного шире коридора. Однако, выделение погребальной камеры бòльшими чем стены коридора плитами и трупоположения в камере, а не в коридоре позволяет отнести Гавринис к числу коридорных гробниц. Подобные Гавринису гробницы кроме Арморики распространены в Ирландии (долина р. Бойн) и на СЗ Испании (расписанный дольмен Dombate). Коридор на всём протяжении сохраняет практически постоянными свою ширину (ок. 0,8 м.) и высоту (ок. 1,5 м.). Его центральная ось ориентирована на восход Солнца в день Зимнего солнцестояния, что также сближает с гробницами долины р. Бойн и в частности с Нью-Грейнджем. Уровень пола коридора приподнят над древней почвой над 0,7 м., и покато поднимается вверх таким образом, что находящийся в глубине погребальной камеры лишь едва видит горизонт. Предназначение такого коридора заключается в отсечении пучка света идущего от восходящего Солнца в особые сакральные критические даты, в которые Земля по представлениям Строителей Мегалитов может погибнуть. Аналогичный принцип лежит и в основе планировки древнеегипетских храмов, в которых функцию отсечения пучка света выполняли колоннады вдоль центральные оси храмов. На восходы Солнца в дни Солнцестояний были ориентированы центральные оси многих древнегреческих храмов. Ту же ориентировку имеет и самый известный из мегалитических памятников – Стоунхендж. Подавляющее большинство мегалитических памятников выполнявших астрономические функции ориентируются, в отличие от Нью-Грейнджа и Гавриниса не на зимнее, а на летнее Солнцестояние. Возможно, что здесь речь идёт о некоем племени или религиозной секте (как бы это невероятно не звучало для 5 тыс. до н.э.) которые предпочли иную календарную дату. Отметим, что крупные мегалитические комплексы (например, храмы Мальты) имеют несколько световых коридоров, указывающих на восходы и заходы Солнца в оба Солнцестояния. Особо следует отметить три лунки в опорной плите № 18 коридора. Они предположительно могут символизировать трёхтелую богиню Луны, богиню любви, смерти и перерождения. Пол погребальной камеры (крипты) был оформлен монолитной плитой, а стены крипты – 29 вертикальными плитами, 23 из которых покрыты особым врезным орнаментом преимущественно типа "écusson", представляющим собой скопление множества группирующихся вокруг нескольких центров полукруглых линий. Тем же орнаментом покрыты некоторые вертикальные плиты коридора и пола, а также пороговый камень крипты. Стилистика орнамента сближает Гавринис с гигантским орнаментированной коридорной гробницей Table-des-Marchands. В числе других изобразительных мотивов на стенах коридора и крипты: спирали, ростр, "пряжки", топоры, "клюшки", дуги, рогоподобные и змееподобные фигуры. Спирали сближают орнамент Гавриниса с Нью-Грейнджем. В Нью-Грейндже спирали символизировали Полнолуния, а полукруглые линии, образующие в Гавринисе орнамент типа "écusson" – 1-ю и 3-ю четверти Луны. Вполне возможно, что тоже значение имеют эти орнаментальные мотивы и в Гавринисе. Пряжки и плетённые ремни возможно символизируют связывание умершего магической связью с гробницей и / или с живыми, которым умерший должен помогать. Топоры должны были выполнять защитные функции. Они соответствуют топорам встречаемым в инвентаре финального неолита. Эти топоры предположительно являются прототипами лабриса, очень популярного на мегалитическом ареале мотива. "Клюшки", как орнаментальный мотив иногда встречаются на головах французских антропоморфных менгиров финального неолита и предположительно изображают волосы, что позволяет считать волосы источником силы и самым важным атрибутом божеств или душ умерших, той самой важной частью, которое в ментальности мегалитических народов замещала целое. По другой версии "клюшки" изображают лодки, с высоко поднятыми носом и кормой, аналогичные древнеегипетским. Это предположение представляется даже более вероятным, поскольку на мегалитическом ареале большое значение в погребальном обряде придавалось лодке, а поздние мегалитические гробницы (navetas) на Балеарских о-вах строились в форме корабля. Дуги предположительно символизируют лук, как оружие, являвшее атрибутом лунной богини. Так же с луком (Луной?) в руках изображалась богиня Артемида. Рогоподобные и змееподобные фигуры указывают на то, что в мегалитических пердставлениях о посмертии важную роль играли рогатый скот (как и в древнем Египте – быки и коровы) змеи (как у орфиков). О том, что посмертие связывалось с крупным рогатым скотом указывает изображение быка на потолке крипты, рядом с которым изображён значок напоминающий ψ. На одной из плит изображены 3 вертикально стоящие змеи в окружении топоров. Это изображение предположительно должно читаться как магическое изгнание змей из гробницы. Археологи определили, что Гавринис несколько раз изменял свой облик. В начале (кон. 5 – нач. 4 тыс. до н.э.) он представлял собой 4-хугольный каирн, со скруглёнными углами, общим объёмом в 3 000 м3. Доступ в крипту продолжался в течении нескольких столетий, а затем коридор был засыпан щебнем на всём его протяжении, хотя крипта оставалась пустой. Вокруг каирна располагались деревянные постройки культового назначения, посещение которых было обязательным для "паломников". Между 3400 и 2900 г. до н.э. (согласно С14) произошёл пожар уничтоживший деревянные постройки. Непосредственно после этого каирн был перекрыт новым каирном, в результате чего его объём вырос до 5 000 м3. Перекрытие каирна свидетельствует в пользу того, что пожар был скорее всего не результатом вражеского нашествия, а был ритуалом очищения комплекса после его оквернения. Поскольку для мегалитических народов важную роль играли Солнцестояния и Затмения, можно предположить, что ритуал очищения был проведён из-за совпадения этих двух критических событий. С течением времени объём каирна уменьшился до современного, и появился доступ в погребальную камеру из-за того, что одна из опор камеры наклонилась внутрь. Гробница на острове Гавринис хорошо соотносится с верованиями кельтов в существование расположенного на западе острова мёртвых (Аваллона). Однако, Гавринис значительно древнее кельтского времени, а островные (ирландские) кельты имели аналогичные верования, тогда как у восточноевропейских кельтов таких верований не зафиксировано. Поэтому можно предположить, что и Гавринис отражал мегалитическую мифологему о западном острове мёртвых, которая затем проникла в западнокельтскую культуру.
Характерным примером двоеверия кельтов в христианскую эпоху служит Тумул Сен-Мишель: на южной стороне тумула в Средние века была построена церковь, что таким образом освящало для христианства сакральное с мегалитических времён место. Существующая ныне на тумуле часовня была построена в 1927 г., после ряда раскопок. Объём насыпанной земли на Тумуле Сен-Мишель 30 000 м3 (длина – 125 м., ширина – 60 м., высота – 10 м.). Продолговатые тумулы, подобные Сен-Мишелю, часто выделяют в особую группу "карнакских курганов" и считают особой формой тумулов, распространённых в Бретани, однако, как уже было сказано, такие продолговатые тумулы находят аналоги в длинных курганах Великобритании. Раскопки Сен-Мишеля производились несколько раз в 19 и 20 вв. В их результате были вскрыты центральная и боковые погребальные камеры и ведущий из неё наружу длинный узкий коридор, ориентированный на СЗ (заход Солнца в летнее cолнцестояние), а также расположенное в южной части тумула (под церковью) возможно вторичное цистовое погребение. Погребальные камеры и коридор выложены циклопической кладкой. Другой важный мегалитический памятник – дольмен Керкадо (Kercado) – расположенный в одном из самых высоких мест Карнака, также несколько раз раскапывался в 19-20 в., а в 1925 г. под руководством З. Рузика возвышающийся над дольменом каирн был заново насыпан. Он представляет собой погребальную камеру 2,2 х 3,2 м. и выходящим наружу в ЮВ направлении узким коридором, длиной около 15 м. Над ними был насыпан каирн диаметром до 40 м. Каирн, а особенно вход в него был укреплён крупными камнями, а вокруг него был построен кромлех, выполнявший по-видимому охранительные функции, к настоящему времени сохранилось 27 менгиров, входивших в этот кромлех, приимущественно к югу от каирна. Менгиры из этого кромлеха возможно были использованы при строительстве расположенной близ каирна водонапорной башни. На вершине каирна был установлен менгир, от которого ко времени первых раскопок осталась лишь нижняя часть. Инвентарь и органические остатки обнаруженные в погребальной камере, свидетельствуют, что дольмен Керкадо использовался в культовых целях около 1000 лет с 5200 по 4360 г. до н.э. Он один из древнейших мегалитических памятников Северной Франции. На нескольких вертикальных плитах, оформляющих коридор и погребальную камеру дольмена встречается "сетчатый орнамент", известный и в других мегалитических гробницах Бретани, например, в Mané-Kerioned и в Petit-Mont d'Arzon. На нижней поверхности покровной плиты погребальной камеры изображён лябрис, часто изображаемый и на других бретонских мегалитах. Ещё один мегалитический памятник – Mané-Kerioned – представляет собой три коридорных гробницы, перекрытые общим каирном неопределённой формы. Наличие нескольких гробниц перекрытых общим каирном предполагает наличие несколько строительных периодов, а также использование погребального комплекса в течение длительного времени. Вокруг каирна распологался кромлех, 3 их 4 сохранившихся до сер. 19 в. Менгиров, входивших в этот кромлех отмечают западную границу сакрального пространства вокруг каирна, а 4-й – северную. Коридор центральной гробницы открывается на восток. Эту гробницу считают наиболее древней, поскольку вход в неё был частично засыпан при подсыпке каирна над соседними гробницами. Центральные оси двух других гробниц ориентированы параллельно друг другу и южнее нежели центральная ось более древней гробницы. В них выделяется трапецевидная дальняя камера, хотя погребения совершались как в дальней камере, так и в коридоре-галерее. Несмотря на то, что западная из гробниц ныне практически лишена каменного кургана, её мегалитические плиты хорошо сохранились. Восточная гробница выделяется своими размерами (длина более 11 м.) и наличием зигзагообраного и решётчатого орнамента на 6 из 27 опорных мегалитических плит. Орнаментальные мотивы этой гробницы близки к орнаментике гробницы Table-des-Marchands и мегалитов Керкадо.
|