Приветствую Вас Гость | RSS

Мой сайт

Четверг, 21.11.2024, 10:42
Мегалитические памятники занимают в мире несколько не связанных между собою ареалов. Древнейший из мегалитических ареалов - западноевропейский.

 
 
распространение западноевропейского мегалитизма
  
хронология западноевропейского мегалитизма 
 
  
Ареал распространения ККК (Культуры Колоколообразных Кубков)
 
Появление различных типов производящего хозяйства в Европе
(Карты, сорри, не самые точные, но зато ВикиОпенСорс. Источник этой и последующих иллюстраций - http://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Megaliths)  

Термин "мегалит" был введён в 1839 году английским эрудитом и священником Гербертом и образован от греч. слов μεγας – большой, λιθος – камень. Широкое распространение этот термин получил после утверждения на международном конгрессе антропологов в Париже в 1867 г. (
http://www.culture.gouv.fr/culture/arcnat/megalithes/).
 
Мегалитами называют археологиче­ские памятники сооружённые из одного или многих блоков дикого или грубооббито­го камня. К ним относятся несколько групп памятников. Типологически их можно разделить на две группы – погребальные (дольмены, тумулы, гробницы с коридором, гробницы с галереей, наветас) и непогребальные, которые в свою очередь делятся на сакральные (менгиры, кромлехи, аллеи камней, каирны) и профанные (жилые и боевые башни, циклопические выкладки стен крепостей). Историческим прототипом мегалитических погребальных памятников служат погребения в естественных пещерах, иногда закрываемых фасадной плитой с "отверстием для выхода души". Такие погребения характерны для Северной Африки, Юга Пиренейского полуострова и ряда островов Западного Средиземноморья. Следующей стадией развития мегалитических памятников являются погребения в искусственно расширенных гротах, также иногда закрываемых фасадной плитой. Они занимают более широкий ареал распространения в Западном Средиземноморье [Марковин, дольменная культура].

Мегалитические погребальные сооружения служили мегалитическим народам для погребения умерших. Они представляли собой символическую форму "утробы" каменной Матери-Земли, возрождавшей умершего, служили местом отправления культа мёртвых, для чего в них делались специальные лунки для жертвоприношений, а вокруг них делались каменные ограды или вымостки [Марковин]. Часто эти гробницы часто были ориентированы на восход / заход Солнца в важные в календаре мегалитических народов даты [Кроме Стоунхэнджа]. Мегалитические гробницы часто служили для впускных захоронений умерших у постмегалитических народов, обитавших на ареале распространения мегалитических памятников вплоть до средневековья, а в некоторых областях – вплоть до конца 19 в.н.э. [Марковин]. Вторичное символическое значение мегалитических погребений – их способность приносить плодородие людям и животным вытекает из их первичного символического значения – утробы Матери-Земли. Той же способностью обладали и сакральные непогребальные памятники.

Наиболее распространнённая разновидность мегалитических погребальных сооружений – дольмен (от бретон. dol – стол, men – камень) – коллективные (реже индивидуальные) гробницы из больших каменных глыб поставленных на ребро вертикально или слегка покато и перекрытые одной или несколькими покровными плитами. Большинство дольме­нов фасад­ная плита имела большое круглое или овальное отверстие, закрываемое после каждого погребения фаллической каменной пробкой. Дольмены широко распростране­ны в Западной Европе (в Германии, Дании, Ю. Скандинавии, Голлан­дии, Великобритании, Франции, Испании и Португалии), а также в бассейне Чёрного моря (в Болгарии, в Крыму, на Кавказе [Марковин, Дольменная культура и вопросы этногенеза …]), а также в Северной и Центральной Германии, а также в Польше и на Волыни. Часто исследователи считают дольмен прототипной формой для других мегалитических погребальных сооружений. В Бретани и на Марне на стенах дольменов встречаются символические изображения человеческих фигур. Западноевропейские исследователи часто выделяют из числа дольменов парадольмены – дольмены, часть конструкции которых (например, одна из стен или нижняя часть) сформирована естественной скалой[i]. Типология дольменов была разработана Марковиным более 30 лет назад [Дольмены Западного Кавказа]. Он делит дольмены на составные, __.
 
Пирамидальный дольмен в Мамедовом каньоне (РФ)
 
Dolmen Outeiro de Gregos 3 (Португалия). Каирн частично разрушен, чётко видны вертикальные камни образующие коридор и камеру
 

С течением времени форма погребальных памятников усложняется: к погребальным камерам пристраивают длинные коридоры, сложенные из каменных плит большого размера. Такие гробницы называют – гробницы с коридором.

В Ю. Франции и на Пиренейском полуострове мегалитические гробницы представлены крытыми галереями, (фр. – alée couverte, исп. – galería cubierta), длиной до 20 м., служившими собственно погребальными камерами, или как принято говорить в зарубежной литературе "коридор и [погребальная] камера не дифференцированы" [http://antropos.galeon.com/html/MEGALITICO.htm]. Эти мегалитические памятники называют гробницами с галереей.

Над такими гробницами очень часто насыпаны курганы, долженствовавшие по мнению их создателей символизировать беременный живот матери-земли. Подкурганные мегалитические гробницы в западноевропейской литературе называют тумулами[ii] (лат. tumulus – гробница). Некоторые такие гробницы украшены резным, гравирован­ным или рисованным орнаментом. Самыми известными орнаментированны­ми тумулами являются Гавр-Инис, Морбиган (Франция)[iii], Нью-Грейндж (Ирландия)[iv]. Древнейшие из них относятся к началу 5 тыс. до н.э., позднейшие к концу 3 тыс. до н.э. Всего орнаментированных мегалитических погребений в З. Европе более 150, из них на СВ Испании – 42, на З Франции – 39, в окрестностях Парижа – 9, в Ирландии – 39, в Великобритании – 6. [Marques da Silva A.J. O Megalitismo na Beira Alta // http://www.uc.pt/ihti/aia/megbeira.html].
 
Внутренний вид погребальной камеры A 06 под каирном 1 в Sommerhaelde (Германия)
 
Реконструкция каменной выкладки тумула A 02 в Sommerhaelde (Германия)

Локальной формой таких комплексов являются распространённые на Сардинии tombe di gigant (ит. – могилы гигантов) – высеченные в скале гробницы с искусственной крышей в виде ступенчатой арки и с длинной галереей из больших плит перед входом. Они выделяются из числа мегалитических памятников размерами как составных частей мегалита, так и целого комплекса. Типологически они представляют промежуточный вариант между пещерным захоронением и гробницей, и родственны египетским скальным погребальным комплексам.

Другой локальной формой мегалитических погребений являются наветас (точнее - набета, исп. navetas (pl.) – кораблики), распространённые на Балеарских островах коридорные тумулы, насыпи над которыми была придана форма лодки, причём их внешние стены облицованы камнем. Наветас символизируют мотив переплывания умершим вод реки смерти, характерный, как для мегалитических, так и для афразийских племён.
 
Набета Тудон (Балеары)

Небольшие индивидуальные погребальные ящики сложенные из каменных плит – цисты (греч. κισθη – ящик) характеризуют более позднюю стадию развития мегалитической ментальности – мотив личного воскрешения и перерождения. Они возникают в различных удалённых друг от друга районах мегалитического ареала – на Пиренейском полуострове; в бассейне рек Сены, Уазы, Марны; в Крыму, что позволяет говорить не о миграции "народа цист", а о изменениях в ментальности, подобных египетским[vi].

В постмегалитическую эпоху погребальными памятниками, наиболее близкими к мегалитическим и выражающими мегалитические мифологемы являются толосы (θολος) – круглые ложнокупольные гробницы, вход в которые открывается через длинный коридор-дромос. Толосы широко распространены в Испании, Греции и Этрурии.

В других погребальных памятниках постмегалитической эпохи встречается ряд мегалитических элементов, такие как каменные покровные плиты курганных погребений, каменные выкладки урновых захоронений, надмогильные камни, однако, они уже не несут прежней семантики, а сохраняются лишь как дань давно забытой традиции.

Сакральные непогребальные мегалитические памятники редко связаны с мегалитическими погребениями, а в подавляющем большинстве представляют собой культовые святилища и астрономические ориентиры для визирования восходов и заходов Солнца и Луны в значимые в календаре мегалитических племён даты.

Менгиры (от бретон. men – камень hir – длинный) – большие, продолгова­тые неотёсанные камни, поставленные вертикально. Наибольший из сохранившихся достигал 12 метров в высоту. Встречаются отдельно стоящие менгиры и длинные аллеи и ряды камней. Часто такие менгиры, как отдельно стоящие, так и объединённые в группы служили в качестве астрономических визиров или для обозначанения мест для визирования восходов и заходов Солнца и Луны в важные даты мегалитического календаря [Хоккинс обе, Вуд].
 
менгир в Saint-Macaire-en-Mauges
 
Менгир Dol de Bretagne (Бретань, Франция)
 
Менгир Men Marz (Бретань), со следами христианизации
 
Поваленный во время французской революции Большой менгир (Локмарьяке, Бретань)
 
Локальной формой менгира является вишап - менгир в форме рыбы, известный на Кавказе.

Два рядом стоящих менгира, часто 4-хгранной формы, перекрытые каменной плитой или таким же менгиром называют трилитом. Они служили для отсечения пучка света при восходе Солнца в определённые даты мегалитического календаря.

Во Франции и на Пиренейском п-ове, а также в Крыму и С. Причерноморье менгирам придают антропоморфный вид. Иногда, если антропоморфные менгиры располагаются рядом с погребением, они изображают умершего. В такой менгир вселялась душа умершего, перед ней приносили жертвы. Подобные менгиры близки египетским заупокойным статуям. Однако, чаще, антропоморфные менгиры распологались вне связи с погребениями и изображали мегалитическую Богиню-Мать. Отождествление её с 3х-4х ликой богиней Луны породило в постмегалитическую эпоху 4 гранные 2х-4х ликие менгиры. При переходе к патриархату в таких менгирах многоликое женское божество сменили мужские божества. К числу таких постмегалитических менгиров относятся и кельтские обелиски [Филип] и Збручский идол [РБА ЯДС].

Эллины почитали антропоморфные менгиры – Ξόανα – 4х угольные колонны, в которых едва намечены основные формы и пропорции тела. По форме Ксоаны родственны 4х гранных сабейским колоннам [Кагаров]. Деревянные итифалические ксоаны – гермы (έρμαι) – посвящённые Гермесу Психопомпу, указывают на мотив смерти и перерождения и находят полные аналогии в хамитском культе Пембы [Шаревская; …].

Традиция установки антропоморфных менгиров (каменных баб) в Понто-Каспийских степях сохранилась до раннего Средневековья. Здесь они делятся на мужские и женские. Женские изображают каменную Богиню-Мать. Мужские часто связаны с погребениями, однако, если они расположены не возле погребений – они изображают мужских божеств, почитавшихся обитавшими в этом районе племенами [Археология УССР].

Особыми позднейшими (постмегалитическими) локальными видами менгиров являются рунические камни (…), кельтские каменные кресты (Филип) и падраны (…).

Рунические камни представляют собой менгиры из необработанного камня, иногда – естественные валуны, покрытые текстами (рунами) религиозного или общественного содержания. Рунические камни отличаются от традиционных мегалитов более приземистой формой.

Каменные кресты служат характерным примером прорастания языческих обычаев в христианство. Каменные кресты часто устанавливали на могилах. На таких крестах, украшенных традиционным кельтским "плетённым" орнаментом, в самом центре, на пересечении горизонтальной и вертикальных полос креста изображали Иисуса, однако, есть основания думать, что они изображали умершего и воскресшего погребённого в этой могиле покойника, продолжающего свою жизнь в могиле.

Также крестообразую форму иногда принимали падраны воздвигавшиеся на Пиренейском п-ове. Они выполняли ряд сакральных и светских функций. Они на мифоритуальном уровне утверждали право христианства или конкретного короля на владение землёй, они как бы очищали землю от неверных.

Аллеи камней были построены мегалитическими народами для визирования. Самые известные из них – в Бретани (Ла Кермарьо и Ла Менек) – состоят из более чем 1000 камней, выставленных на некотором расстоянии друг от друга в несколько линий.

Ряд менгиров установленные на значительном расстоянии друг от друга и соединённые на географической линиями называют леями (ley или ley lines). Они также выполняли археоастрономические функции и служили для структурирования и сакрализации пространства занимаемого мегалитическими общинами.

Каирн (шотл. càrn – искусственная гора камней) – каменная насыпь над погребением или отмечающая сакральное место. Часто такие каирны завершаются значительно более крупным обелископодобным или колонноподобным обтёсанным камнем, поставленным вертикально. В Ирландии каирны называют сидами. Сиды считают местом обитания прежних обитателей острова – Фоморов и Туата де Даннан, исторически отождествимых с мегалитическими народами [Книга Захватов Ирландии]. В С. Африке каирны называют керкур. Также сакральные каирны в пределах мегалитического ареала известны на Корсике […], в Греции [Кагаров], на Кавказе […]. Они типологически сходны к сакральным горам камней "на высотах", которым поклонялись евреи между Моисеем и Давидом. В Древней Греции каирны называли έρμακες. От этого слова и произошло имя Гермеса, который представлялся эллинами прежде всего как Психопомп (ψυχοπομπος, проводник душ умерших в Загробный мир). Каирны известны и вне мегалитического ареала, однако, их значение в других регионах иное – так, например, в Северной Америке и Центральной Азии они являются границами племенных территорий, а не их сакральными центрами, как у Строителей Мегалитов – что позволяет говорить о каирнах мегалитического ареала, как о самостоятельном мегалитическом памятнике, а не об общечеловеческом феномене культуры.
 
 
Каирн в Адраре (Сахара)
 
Каирн близ Faraid Head (Великобритания)
 
Остатки погребальной камеры под каирном Dooey (Великобритания)
 

Каирнами и курганами были перекрыты гипогеи - мегалитические храмы, распространённые на Мальте и в Южной Франции. Вначале на уровне древнего горизонта строили каменный храм циклопической кладки, который затем перекрывали каирном и/или курганом.

Группы менгиров, образующих один или несколь­ко концентрических кругов называются кромлехами (от бретон. crom кривой, – lekh – камень). Кромлехи могут достигать 100 м. в диаметре, а примыкающие к ним аллеи насчитывают до 2000 камней. Внутри кромлехов иногда располагались погребения, однако это далеко не основная функция кромлехов. Наиболее извест­ны кромлехи: в Стоунхэндже, Эйвбёрри (у Солсбёрри) – Англия; Карнак – Франция; а также в Абхазии, в Скандинавии и даже на Юге Украи­ны (на р. Ингулец [Археология УССР]).

Таулы, также как и наветас, распространены исключительно на Балеарских островах, они состоят из двух вытянутых прямоугольных хорошо обтёсанных плит, меньшая из которых положена плашмя на вкопанную в землю вертикально большую плиту.

Типологически мегалитическими памятниками близкими к мегалитам являются солярные храмы Эхнатона.
 
обелиск из египетского города Иуну (Гелиополя)

К мегалитическим памятникам также относятся крепости, жилища, башни (боевые и жилые) из каменных глыб или плит, сложенным методом т.наз. "сухой кладки". Их ещё называют "циклопическими постройками", поскольку согласно древнегреческим мифам первые подобные сооружения были созданы приведённы­ми издалека циклопами.

Талайоты (talayot, 1000-500 гг. до н.э.) – это особая форма мегалитических построек, распространённый на Балеарских о-вах. Талайоты представляют собой круглые и (более редкие) прямоугольные башни сложенные из больших камней методом "сухой" или циклопической кладки с толщиной стен до 4 м. Внутренний диаметр круглых талайотов колеблется между 8 и 17 м. Круглые талайоты являются боевыми, сторожевыми и жилыми башнями, а также культовыми сооружениями. Прямоугольные в плане башни имели стены длиной 10-11 м., они служили исключительно культовыми постройками и были ориентированы на восход Солнца в дни солнцестояний или на их лунные эквиваленты. На Менорке, втором по величине острове Балеар размеры талайотов значительно больше, здесь широко распространены талайоты овальной и апсидальной формы. По планировки их считают родственными микенским толосам, однако, микенские толосы широко известны на Пиренейском п-ове задолго и до талайотов и до микенских толосов.

На Сардинии распространены Нураги (nuraghe, nuraxi, 1800-1200 до н.э.) – круглоплановые конусообразные башни построенные методом сухой кладки с толщиной стен 4-5 м., внешним диаметром основания до 35 м., а максимальная высота сохранившихся нураг до 20 м. Ныне сохранилось 3-8 тыс. нураг, всего же их было около 20 тыс. Низкий вход через коридор с нишами ведёт в основное помещение круглой формы. Они служили боевыми и жилыми башнями, в которых укрывались на случай нападения. Наиболее известны Losa Abbasanta, Arrubiu Orroli, Santu Antine и Nuraxi Barumini, называемую "королевой нураг". Она представляет собой целостный комплекс, состоящий из центральной и 4 угловых нураг. Иногда нураги были соединены между собой оборонительными стенами и представляют собой укреплённые поселения.

Аналогичные нурагам и талайотам башни широко распространены на Северном Кавказе и в Грузии [Джандиери-Лежава]. Обычно их называют по их предназначению просто боевыми и жилыми башнями. Они известны как у причерноморских народов, так и у сухопутных народов (например – нохских).

На другой окраине мегалитического мира (в Шотландии, на Орнкейских Шетландских и Гебридских о-вах) в раннем железном веке известны Брохи (Broch) – круглые и полукруглые башни сухой кладки. Наиболее известны: Mousa Broch (высота сохранившихся стен до 13 м.), Clickimin, Levenwick, Culswick, Dun Carloway, Burroughston Broch, Gurness Broch, Midhowe.
 
Западноевопейские исследователи выделяют выделяют в раннем железном веке Британских о-вов т.наз. "атлантический тип круглых домов", к которым относятся и дуны (бриттское Din, кельт. Dun – поселение) состоящие из круглых домов укреплённые деревянными стенами поселения, широко известные на Британских о-вах. Планировка отдельных домов на дунах и дунов в целом напоминает африканские круглые хижины и посёлки соответственно. Аналогичную планировку имеют и круглые жилища иберов и кельтиберов раннего железного века. Сопоставление рассмотренных выше круглых построек позволяет объединить их в один культурных круг. Особой формой мегалитических святилищ являются гипогеи, распространённые на Мальте, в Провансе и на Пиренейском п-ове (в низовьях Тежу, в Каталонии, Гранаде, Наварре). Они представляют собой постройки, иногда – многоуровненые, из камней сухой кладки на уровне земли, а затем засыпанные землёй. Мальтийские гипогеи имеют особую форму трилистника и построены они без применения металлических орудий, хотя они датируются медным веком. Особой формой памятников близких к мегалитическим следует признать храмы и храмовые комплексы высеченные из скалы. Они известны в Армении, Египте и других местах мегалитического ареала.
 
краног
 
кельтское жилище
 
остатки круглоплановых жилищ на дуне Castro de Baroña, Галисия, Испания.


Обзор кроме оговоренных в тексте случаев выполнен по: Монгайт Каменный век // http://archeologia.ru; http://es.wikipedia.org/wiki/megalitismo; http://megalitismo.org; http://enciclopedia.us.es/index.php/Megalitismo

Лабиринты севера
Ортостаты
Сейды
Сеси
Торре
Хенджи