Мегалиты Франции (окончание)
Несколько десятков других менее известных, но достаточно важных для истории мегалитических гробниц открыты на территории Карнака и соседних с ним коммун. Так дольмен Crucuno, в Эрдевене известен наибольшей погребальной камерой Бретани. Он расположен на территории поселения, что не способствовало сохранности памятника. Сейчас он возвышается в непосредственной близости от стены жилого здания. Каирн Rondossec в Plouharnel'е перекрывает 3 коридорные гробницы, две из которых имеют внушительные размеры (длина коридоров – 11 и 13 м.). В одной из этих гробниц погребальная камера имеет боковое помещение, что иллюстрирует процесс складывания многокамерных коридорных гробниц. Гробницы Keriaval (коммуна Карнак) и Mané-Groh (коммуна Эрдевен) представляют примеры разделения сакрального погребального постранства на 2 зоны. В первом случае это достигается при помощи двойного трансепта, во втором – наличием дополнительной камеры, что представляет развитие тенденции гробницы Рондосек. Расположенная в пределах поселения коридорная гробница Mané-Lud перекрыта каирном 80 х 50 м. при высоте 5 м. Под каирном располагалась крипта 8,3 х 4,0 м. Эта крипта всегда была открытой и одно время использовалась как коровник. Из-за соседства с жилыми и хозяйственными постройками позднейшего времени у гробницы отсутствует коридор. Погребения в этой крипте предположительно продолжались длительное время и даже, возможно, в постмегалитическую эпоху. Ряд опорных камней орнаментированы в стиле "écusson". Также в этой гробнице композиция из 13 рогоподобных фигур изображает сакральное стадо. Число животных в этом стаде (13) напоминает о 13 (точнее 12,5) лунных месяцах между 2 последовательными летними Солнцестояниями. Перед гробницей предположительно находился антропоморфный менгир. Любопытно позднейшее захоронение в крипте под досыпкой из камня и земли. Крипта площадью 2,25 х 1,25 м., содержала погребение двоих человек с кремниевым инвентарём и керамикой. К востоку досыпка продолжалась каменной выкладкой 2 метров шириной, вокруг которой располагаются 6 менгиров, образовывавших слабо вогнутую к западу дугу. Под этой выкладкой были обнаружены черепа лошадей, что позволяет датировать эту выкладку индоевропейским временем (после 2000 г. до н.э.). Над выкладкой насыпан 4-хметровый слой земли. Наличие лошадиных голов позволяет видеть в этом захоронении пример метисации мегалитической и индоевропейской культур. Умершие (или убитые) воины (вожди?) были похоронены по мегалитическому обряду, но рядом с ними были захоронены по почти мегалитическому обряду и головы их лошадей. Другая гробница – Mané-er-Hroeg – представляет собой каирн овоидной формы 100 х 60 м. при объёме в 20 000m3 . Она также расположена в современном поселении, из-за чего утратила часть элементов и также как и Гавринис имеет кратер, возможно, связанный с хозяйственной деятельностью местных жителей. Под каирном располагается крипта 4 х 3 м. Инвентарь крипты был богат и содержал среди прочего много фибролитовых и жадеитовых топоров. Каирн был окружён ныне не существующим кромлехом. Длинный низкий тумул Er-Grah также как и Гавринис имел несколько строительных фаз. В начале (5400-5100 г. до н.э.) на его месте находилось поселение. Любопытно, что в этом поселении обнаружены кости уже одомашненного крупного рогатого скота. Поверх этого поселения была построена трапецевидная крипта 3,9 х 1,8-2,6 м., вход в которую располагался с восточной стороны и над которой был насыпан каирн 43 х 11-14 м. Затем, около 4500 г. до н.э. каирн был превращён в тумул: с двух сторон его досыпали илом из окрестных болот, а затем досыпка была покрыта каменной облицовкой. Превращение каирна в облицованный камнем тумул свидетельствует о попытке создать грандиозный памятник, выдаваемый за каменный в тех условиях, когда племя было не в силах создать каирн такого внушительного размера. Северная досыпка имела около 20 м. в длину, а южная – около 70 м., но она была тщательнее выровнена. Форму илистой досыпки держали деревянные решётки сетчатой структуры. Южная часть тумула так и осталась незаконченной. От неё по главной оси тумула начиналась ныне не существующая аллея камней, которая шла по направлению Большому Менгиру. Большой Менгир указывал направление в котором шла досыпка тумула, он был поставлен около 4500 г. до н.э., и имел длину более 20 м. и вес – 280 т. Этот огромный монолит упал на землю после 15 в.н.э. (по некоторым данным – сброшен в Революцию 18 в.) и представляет собой 4 лежщих на земле блока. В высекании из породы, доставке и установке такого камня должно было участвовать около 4000 человек. Стиль кладки перекрытого каирном орнаментированной коридорной гробницы Table-des-Marchands называют "полумегалитическим" из-за того, что стены крипты и коридора были оформлены огромными мегалитами, а наружные стены, укреплявшие каирн сложены из относительно небольших камней. Коридор этой гробницы имеют среднюю для карнакских гробниц длину (7 м.) и особую форму: он низок (1,4 м.) у входа и постепенно увеличивается по направлению к крипте. Крипта имеет полигональную форму и высоту 2,5 м. Гробница была построена на открытом воздухе и не была перекрыта каирном. Она непосредственно связана с аллеей камней у Большого Менгира. Предполагают, что покровные плиты 3 крупнейших гробниц Бретани (Gavrinis, Er-Grah, Table-des-Marchands) представляют собой обломки некоего орнаментированного менгира высотой 14 м. и весом 65 т., упавшего и расколовшегося на 3 блока при установке или незадолго после. Скорее всего этот менгир должен был быть установлен неподалёку от Большого Менгира. Особый тип поздних (ок. 3000 г. до н.э.) гробниц, т.наз. V-образных, или "согнутых" ярко представлен гробницей Pierres-plates, расположенной у южной оконечности Локмарьяке. Обычно такие гробницы (Gâvres, Goerem, Kernours) перекрыты каирнами, но у Pierres-plates каирн был удалён при реставрации, чтобы можно было лучше проследить архитектуру гробниц этого своеобразного типа. V-образные гробницы представляеют собой более или менее плавно изогнутую влево коридорную гробницу. Первая её треть состоит из слегка наклонного коридора, а последняя – очень удлинённую погребальную камеру. В средней трети слева от коридора, как раз в месте изгиба находится дополнительная боковая комната. Форма этого комплекса напоминает изогнутый лук или форму полумесяца (три различные по форме трети гробницы = 3 видимым фазам Луны?). Перед входом в такую гробницу часто стоит антропоморфный менгир. Возможно, что перед входом в гробницу располагалась также мегалитическая плита со многочисленными углублениями, предположительно предназначенными для жертвоприношений погребённым в этой гробнице. Опорные плиты "согнутой гробницы" покрыты орнаментом, среди которых часты мотивы, подобные гавринисским. Специфической формой орнамента опорных плит таких гробниц является разделённый вертикально U-образный щит, на правом и левом секторах которого изображены точки, круги или полукружия. В числе других крупных мегалитических памятников Бретани следует отметить, орнаментированную в стиле "écusson" коридорную гробницу со сдвоенной криптой Mané-Rutual, тумулы Arzon и Kergleverit, менгир Bronso. Мегалитические памятники Бретани примущественно были построены в неолите, однако, их использовали в погребальных и культовых целях и в эпоху Бронзы, как например, Рондосек, что свидетельствует о значительной этнической и культурной преемственности в этот период. Известны примеры намного более позднего использования мегалитических погребальных комплексов постмегалитическими народами, так, например, в Абхазии погребения в дольменах совершались ещё в 19 в.н.э., а жертвоприношения, обитавшим в дольменах душам умерших умерших совершались в этом регионе ещё в первой трети 20 в. Появление кельтов в Бретани, отмечающее здесь наступление раннего железного века, связано с появлением новых культурных элементов – полей урновых погребений, солеварен. Кельты тоже возводили менгиры, однако, эти позднейшие менгиры следует отличать от мегалитических менгиров, поскольку кельтские менгиры выполняли профанные функции – служили межевыми камнями или ориентирами на местности. В римское время ряд мегалитических памятников почитались римскими колонистами и галло-римским метисным населением, об этом свидетельствуют следы вотивных приношений и обломки керамики на мегалитических памятниках.
Одной из выдающихся мегалитических культур не только Франции, но и всей Западной Европы, является культура колоколообразных кубков (ККК, Campaniforme). Относительно её происхождения существует несколько теорий. Наиболее обоснованной является точка зрения, согласно которой Кампаниформ возникла в 5-4 тыс. до н.э. на побережье Португалии, а к 3000 г. до н.э. распространилась на территории Европы от Великобритании и Южной Скандинавии до Богемии и Силезии на Востоке Европы и до островов Западного Средиземноморья в Западной Европе. Эта культура возникла на основе пиренейских культур Лос Мильярес и Вилла Нова де Сао Педру. Отличительной особенностью этой культуры служит характерный колоколообразный кубок, имеющий особый S-образный профиль. В районах позднего мегалитизма колоколообразный кубок появляется в индивидуальных погребениях, основанных на местных традициях мегалитизма, то в Северной Европе эта культура образует целостный комплекс, связанный с унификацией погребального обряда. На территории Франции ККК представлена южно-французской (родано-провансальской) группой, тесно связанной с пиренейскими группами и бретонской группой. Быстрота и широта распространения ККК по Европе и Магрибу представляет определённые проблемы для историков. Большой интерес вызывает посвящённая Культуре Колоколообразных Кубков PhD диссертация французского историка О. Лемерсье, защищённая весной 2007 года в университете Бургони (Дижон). Хотя эта диссертация посвящена приимущественно ККК в Южной Франции, она может быть полезна и для рассмотрения феномена миграций всего западноевропейского мегалитизма. Её автор использует схему Никелса, принятую для греческой колонизации Лангедока. В целом эта схема может быть адекватна используема и для всей Великой Греции. Она состоит из 3 последовательных фазах колонизации: исследование – внедрение – аккультурация. На первой фазе в местных погребениях встречаются отдельные греческие вазы, свидетельствующие о единичных контактах между греками и кельтами. Для второй фазы – после основания Массилии (Марселя) фокейцами – характерны регулярные контакты, интенсификация торговли и обмена с местными племенами. Третья фаза характеризуется полное господство массалиотов над Лангедоком и аккультурацией местного населения. Та же модель может быть использована для описания миграции ККК. Этот народ вначале контактировал с местным населением, затем были основаны колонии-поселения, которые вели постоянные торговлю и обмен с местным населением, а затем вся территория оказывалась под контролем Campaniforme, под ассимилирующим воздействием которых складывалась археологическая картина Южной Франции 4-3 тыс. до н.э. Аналогичность миграционных процессов греков и ККК может в какой-то мере означать преемственность неких мореходных традиций, проявляющихся в частности в миграциях и морской торговли. Напоминает об этом и морская империя Миноса, неясные воспоминания о которой сохранились у греков и возможно представлявшая союз мореходных торговых народов. Представляется возможным, что такой тип морских миграций был свойственнен не только для ККК, но и для ряда других мегалитических культур. Так, известно, что мегалитические народы пересекали Бискайский залив не каботажным путём, а "наискосок": от Северо-Западной оконечности Пиренейского п-ова к п-ову Бретань, причём на каждом из этих полуостровов имеется мыс с одинаковым названием "конец земли". Эта же модель может быть применима и к ранним стадиям мегалитизма, таким как ранненеолитические культуры Пиренейского п-ова, где известны контакты между мегалитическими народами и мезолитическими племенами. Мезолитические тарденуазские традиции кремниевой индустрии здесь прослеживаются вплоть до эпохи Бронзы. Кроме того расселение ранненеолитической культуры пещер по островам и побережьям Западного Средиземноморья также предполагает наличие морской миграции мегалитических народов. Мегалитические народы в силу их расселения можно описать как торгово-ремесленные народы, закреплявшиеся преимущественно на перекрёстках торговых путей (Бретань, Ютландия, СЗ Испания, Мальта и др.) и в районах залегания полезных ископаемых: кремниевые копи – Граймс-Грейвс (Великобритания), Гран-Прессиньи (Франция), Липарские о-ва (Италия), месторождения олова, золота, серебра, меди. На основании концепции Никелса-Лемерсье можно описать особый тип морских миграций свойственный мегалитическим народам и использованный в историческое время греками.
Поскольку основным строительным материалом для мегалитических культур был камень, то логично, что большое значение в их мифологии придавалось камням. Мегалитические представления в основном складываются вокруг мифопоэтическое отождествления "человек = камень" и его мифоритуальных комплексов, связанных с созданием каменной гробницы, сохраняющей жизнь умерших. Любопытная кельтская легенда, иллюстрирующая отождествление "человек = камень" мы обнаруживаем в житии одного из римских пап – св. Корнелия. Когда он скрывался в Бретани от гонений для его поимки был отправлен легион римских солдат. Они выследили Корнелия и гнались за ним по холмам. Корнелий, согласно житию, превратил солдат в ряды камней, которые теперь оживают один раз в году – в ночь с 21 на 22 июня. На мегалитическом ареале есть много легенд, иллюстрирующих характерную для Строителей Мегалитов мифологему "человек = камень". Наиболее близким к легенде о св. Корнелии мифом является знаменитый миф о Медусе Горгоне, которая обладала способностью превращать в камни всех взглянувших на неё. Другой греческий миф рассказывает, что "греческий Ной" Девкалион и его жена Пирра спасшись после Потопа возродили население Земли тем, что стали бросать через плечо камни и из камней брошенных Девкалионом появлялись мужчины, а из камней брошенных Пиррой – женщины. В знаменитом мифологическом мотиве "проглатывание Кроном своих детей" младший из сыновей Крона был заменён камнем. На другом краю мегалитического ареала широко распространены легенды о превращении в камни убегающих от погони любовников, или о превращении ими в камень своих преследователей. Возможно, что к этому же кругу представлений относится и герой русских былин Святогор-богатырь, который окаменел после своей смерти. Разнообразны на мегалитическом ареале и легенды о приковывании людей к камням: Прометей (и его грузинский аналог – Амирани) прикованы на вершине горы или в пещере; брат Прометея, окаменевший Атлант держит небо на другом конце мегалитического ареала; вернувшийся из царства Аида Сисиф прикован к горе, на которую он обязан катить вечно скатывающийся вниз солярный круглый камень; в камень уходят и продолжают жить в нём мифические народы древности, такие как Туата де Дананн (Ирландия) или Сасунцы (Армения). Отдельно следует сказать о мифопоэтической ассоциации: камни в этих аллеях кажутся выросшими из гигантской борозды, что вызывает ассоциацию со вспашкой поля аргонавтами и засеванием его зубами дракона. Выросшие из этих зубов злобные по отношению к героям воины могут быть уподоблены легионерам гнавшимся за св. Корнелием. Впрочем, агрессивность этих воинов могут быть связаны с агрессивным отношением мегалитической среды к чужеземцам, коими были на мегалитическом ареале и римский папа Корнелий и аргонавты. На всём мегалитическом ареале распространены поверья о том, что камни способны давать плодородие земле, скоту, плодовитость женщинам. Причём эти поверья касаются, как мегалитических памятников, так и постмегалитических построек, таких как, например, колонны лондонского собора св. Павла, построенного в 17 в.н.э. В Ирландии особым почётом пользовались естественные камни в которых путём выветривания породы образовалось отверстие достаточное для пролезания человеком. Такие камни использовались для проведения инициаций, символизировавших повторное рождение человека из камня. Аналогичные верования известны в Греции и на Кавказе.
1. Монгайт А.Л. Археология Западной Европы. Каменный век. М., 1973. 2. http://www.clio.fr/espace_culturel/roger_joussaume.asp 3. http://www.culture.gouv.fr/culture/arcnat/megalithes/ 4. http://cy.revues.org/sommaire13.html 5. http://lemercier-prehistoire.blogspot.com/2006/04/le-campaniforme-et-leurope-la-fin-du.html 6. http://wikipedia.org/ и её домены http://es.wikipedia.org/, http://fr.wikipedia.org/, http://pt.wikipedia.org/ [1]) Краткое типологическое описание этих памятников дано ниже в концевых сносках. [i]) Менгиры (бретон. men – камень hir – длинный) – большие продолговатые неотёсанные камни, поставленные вертикально. Наибольший из сохранившихся достигает 12 метров в высоту. Менгиры распространены на всём мегалитическом ареале. Они датируются 6-1 тыс. до н.э. Как отдельно стоящие, так и объединённые в группы, менгиры часто служили в качестве археоастрономических ориентиров. Во Центральной и Южной Франции и на Пиренейском п-ове, а также в Крыму и Северном Причерноморье менгирам придавали антропоморфный вид. Иногда, если антропоморфные менгиры располагались рядом с погребением, они изображали умершего. В такой менгир "вселялась" душа умершего, перед ней приносили жертвы. Подобные менгиры близки египетским заупокойным статуям. Однако чаще антропоморфные менгиры распологались вне связи с погребениями и изображали Богиню-Мать. При переходе к патриархату вместо Богини-Матери антропоморфные менгиры изображали мужские божества. [ii]) Тумулами (лат. tumulus – гробница) - подкурганные мегалитические гробницы. Некоторые тумулы украшены резным, гравированным или рисованным орнаментом. Самыми известными орнаментированными тумулами являются Гавр-Инис, Морбиан (Франция), Нью-Грейндж (Ирландия). Древнейшие из них относятся к началу 5 тыс. до н.э., позднейшие к концу 3 тыс. до н.э. Всего орнаментированных мегалитических погребений в З. Европе известно более 150. Из них на северо-востоке Испании – 42, на западе Франции – 39, в окрестностях Парижа – 9, в Ирландии – 39, в Великобритании – 6. Локальной формой таких комплексов являются распространённые на Сардинии tombe di gigant (ит. – могилы гигантов) – высеченные в скале гробницы с искусственной крышей в виде ступенчатой арки и с длинной галереей из больших плит перед входом. Они выделяются из числа мегалитических памятников размерами как составных частей мегалита, так и целого комплекса. Типологически они представляют промежуточный вариант между пещерным захоронением и гробницей. Тумулы родственны египетских скальным погребальным комплексам. Часто в западноевропейской историографии тумулами называют подкурганные гробницы различных типов. [iii]) В Южной Франции и на Пиренейском полуострове мегалитические гробницы представлены крытыми галереями, (фр. – alée couverte, исп. – galería cubierta), длиной до 20 м., служившими собственно погребальными камерами. Эти мегалитические памятники также называют гробницами с галереей. Их строительство относится к 5-3 тыс. до н.э. [iv]) Гробницы с коридором (коридорные гробницы) состоят из одной или нескольких погребальных камер и длинного коридора. Т.е. в отличие от гробниц с галереей, в которых коридор использовался для положения покойников, погребальная камера в гробницах с коридором отличается и архитектурно и функционально от коридора. [v]) В 3 тыс. до н.э. появляются индивидуальные погребения - небольшие ящики, сложенные из каменных плит – цисты (греч. κισθη – ящик). Они характеризуют более позднюю стадию развития мегалитической ментальности – мотив личного воскрешения и перерождения. Они возникают в различных удалённых друг от друга районах распространения мегалитизма – на Пиренейском полуострове, в бассейне рек Сены, Уазы и Марны, в Крыму. [vi])Дольмен (бретон. dol – стол, men – камень) – коллективные (реже индивидуальные) гробницы из больших каменных глыб поставленных на ребро вертикально или слегка покато и перекрытые одной или несколькими покровными плитами. В большинстве дольменов фасадная плита имела большое круглое или овальное отверстие, закрываемое после каждого погребения фаллической каменной пробкой. Дольмены относятся к 4-3 тыс. до н.э. Они распространены на территории Западной Европе (в Северной и Центральной Германии, Дании, Южной Скандинавии, Голландии, Великобритании, Франции, Испании и Португалии), в бассейне Чёрного моря (в Болгарии, в Крыму, на Кавказе), а также в Польше и на Волыни. Часто исследователи считают дольмен прототипной формой для других мегалитических погребальных сооружений. Западноевропейские исследователи часто выделяют из числа дольменов парадольмены – дольмены, часть конструкции которых (например, одна из стен или нижняя часть) сформирована естественной скалой. [vii]) Аллеи камней представляют собой группу менгиров, численностью иногда до 1000 камней, расставленных в более / менее правильные ряды на некотором расстоянии друг от друга. Распространены аллеи камней во Франции и на Пиренейском п-ове. Датируются они 5-3 тыс. до н.э. Они использовались в качестве археоастрономических ориентиров. [viii]) Каирн (шотл. càrn – искусственная гора камней) – каменная насыпь над погребением или отмечающая сакральное место. Часто такие каирны завершаются значительно более крупным обелископодобным или колонноподобным обтёсанным камнем, поставленным вертикально. В Ирландии их называют сидами. Сиды считались местом обитания существовавшего в древности населения острова – Фоморов и Туата де Даннан, исторически отождествимых с мегалитическими народами. В Северной Африке каирны называют "керкур". Каирны известны такеж на Корсике, в Греции и на Кавказе. Они типологически сходны с сакральными горами камней "на высотах", которым поклонялись евреи в период между Моисеем и Давидом. В Древней Греции каирны называли έρμακες. От этого слова и произошло имя Гермеса, который представлялся эллинами прежде всего как Психопомп (ψυχοπομπος, проводник душ умерших в Загробный мир). Каирны известны не только в Европе и Северной Африке, но их назначение в других землях иное – так, например, в Северной Америке и Центральной Азии они являются границами племенных территорий, а не их сакральными центрами. Это позволяет говорить о каирнах Европы и Северной Африки как о самостоятельном виде мегалитических памятников, а не об общечеловеческом феномене культуры. [ix]) Группы менгиров, образующих один или несколько концентрических кругов называют кромлехами (бретон. crom кривой, – lekh – камень). Кромлехи могут достигать 100 м. в диаметре, а примыкающие к ним аллеи насчитывают до 2000 камней. Внутри кромлехов иногда располагались погребения, однако это далеко не основная функция кромлехов. Они разграничивают сакральное протранство. Кромлехи относятся к 6-2 тыс. до .н.э. и распространены на всём мегалитическом ареале. Наиболее известны кромлехи: в Стоунхэндже, Эйвбёрри – Англия; Карнак – Франция; а также в Абхазии, в Скандинавии и даже на Юге Украины (на реке Ингулец). Интересно, что французские историки практически не используют бретонское слово "кромлех", а пользуются громоздким словосочетанием "каменная ограда".
(с) Корсун Артём, 2007. При использовании материала ссылка на страницу блога обязательна.
|